Решения в освещении
Освещение дорог и магистралей
Правильное освещение магистралей и дорог – очень важная задача для любого населенного пункта. Даже незначительные нарушения могут привести к резкому увеличению числа чрезвычайных происшествий, в которых могут пострадать как автомобилисты, так и пешеходы. Именно поэтому освещение автодорог производится в соответствии с ГОСТ, СП и СНиП.
Какие нормативные документы используются для разработки освещения дорог
В список нормативных документов для освещения автомобильных дорог входят стандарты, которые устанавливают требования:
- к параметрам используемых светильников и их комплектующим;
- освещенности улиц, автодорог, пешеходных зон, автострад и рабочих мест вне зданий;
- методами расчета освещенности на перечисленных выше объектах.
Учитывая это, для разработки правильной схемы освещения автомобильных дорог используются следующие нормативы:
- ГОСТ Р 56239-2014. «Тоннели автодорожные. Искусственное освещение. Методы измерения нормируемых параметров».
- ГОСТ 33176-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения».
- ГОСТ Р 55706-2013. «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы».
- СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение».
- ГОСТ Р 55844-2013 «Освещение наружное утилитарное дорог и пешеходных зон».
- ГОСТ Р 58107.1-2018 «Освещение автомобильных дорог общего пользования. Нормы и методы расчета».
- ПНСТ 28-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Освещение архитектурное и функционально-декоративное».
- ГОСТ IEC 60598-2-3-2012 «Светильники. Часть 2. Частные требования. Раздел 3. Светильники для освещения улиц и дорог».
Общие требования к организации освещения улиц и дорог
Расстояние от опоры освещения до дороги имеет особенно важное значение в организации нужного уровня освещенности. Оно составляет не менее 1 м на магистральных улицах с интенсивным движением, 0,6 м – на других улицах и дорогах, 0,3 м – когда по этой дороге не передвигаются грузовые машины и городской транспорт. На дорогах с разделительными полосами шириной от 4 м опоры освещения можно располагать по центру разделительных полос.
Непосредственно к освещению дорог общего пользования предъявляются свои требования:
- Свет должен быть равномерным без участков затенения на дороге. Среднее расстояние между столбами освещения на дорогах составляет 35-45 м. Чем выше будут расположены светильники, тем меньше будет расстояние.
- Поток света от источника не должен быть слишком сильным или слишком слабым. В первом случае свет будет слепить водителя, а во втором – не позволит различить едущий навстречу транспорт или пешеходов, что приведет к аварии.
- Источник света должен быть направлен на дорожное полотно, а не вверх и не в стороны.
- Освещение должно быть обеспечено на территории вокруг движущегося автомобиля, а также на обочине и соседних полосах, особенно на широких дорогах в несколько полос.
- Опасные зоны (сужения, пересечения и примыкания дорог, пешеходные переходы) необходимо выделять и подчеркивать за счет увеличения яркости или изменения цветности осветительных приборов.
- Переход от освещенного участка к освещенному должен быть плавным. Для этого устраивают переходную зону длиной 150-250 м.
- В сельском поселении осветительные установки должны быть установлены в границах застроек и на расстоянии не менее 100 м за их пределами.
Требования к горизонтальной освещенности
Еще один важный параметр – средняя горизонтальная освещенность, которая измеряется в люксах (лк), т. е. в люменах на квадратный метр (лм/м2). Эта характеристика определяется из условия, чтобы водитель мог видеть дефекты покрытия и различать приближающееся транспортное средство. Горизонтальная освещенность зависит от категории автомобильной дороги. Среднее значение величины приведено в таблице.
Какие осветительные приборы используют на дорогах
Основные требования, предъявляемые к светильникам, согласно требованиям к освещению дорог:
- Простота и неприхотливость в обслуживании.
- Высокая степень влагозащиты – класс не менее IP65.
- Надежная защита от неблагоприятных погодных условий, особенно от сильных порывов ветра.
- Максимальная экономичность – мощный световой поток при минимальном потреблении энергии.
- Длительный срок эксплуатации.
- Эстетичный дизайн, который сочетается с опорами освещения.
Приемлемая мощность светильников составляет:
- 50-100 Вт – для улиц и дорог второстепенного значения;
- 100-200 Вт – для главных и широких автодорог.
В максимальной степени перечисленным требованиям отвечают светодиодные светильники. Они отлично справляются с задачей освещения дорог разной категории. Благодаря специальной оптике такие светильники равномерно освещают дорожное полотно, что позволяет исключить контраст светлых и темных участков дороги. Вдобавок к этому светодиодные светильники экономят электроэнергию, а это помогает разгрузить мощности электростанций и сэкономить на обслуживании дорог.